Обычный театр начинается с вешалки, а Большой театр — с занавеса. Скоро отреставрированный Большой театр откроет свои двери для зрителей и начнется 236-й сезон. Знаменитый «золотой» занавес, который много лет украшал сцену Большого, восстановлен заново и займет свое место в главном театре страны.
Рядом с огромными полотнами человек выглядит крошечным. Четыре года работы, несколько тонн специально сотканной ткани — и новый «золотой» занавес готов.
Как это было и интервью с человеком, руководившим работой по воссозданию знаменитого занавеса, предлагаем вашему вниманию.
Рассказ и фотографии Рустема Адагамова
Первый занавес, сотканный из золотой нити, появился в Большом театре в 1955 году — его по эскизам Федора Федоровского создал художник-график Михаил Петровский, который заменил прежний занавес с многократно повторявшимися в орнаменте революционными датами. На обновленном занавесе 1955 года был изображен стяг с надписью «СССР», общая площадь занавеса составляла почти 500 квадратных метров, а весил он более одной тонны.
В начале 90-х был изготовлен новый занавес, с символами новой эпохи, но продержался он недолго — в 2006 г. исследование выявило многочисленные дефекты: ткань была сильно изношена, кисти и бахрома истрепались. Занавес требовал замены и во время реставрации театра были начаты работы по воссозданию «золотого» занавеса Большого.
Внутри Большого Театра, 10 апреля 2006 год. (Кликабельно, 1750×816 px):
Генеральный директор компании «ЭС-Дизайн» Андрей Галкин ходит по огромному залу мастерских Большого театра. На стенах — два новых занавеса, кулисы, на полу — арлекины.
— Андрей Владимирович, я смотрю на готовые занавесы и пытаюсь понять, что чувствует человек, который создает один из символов Большого театра? Вы держали в голове масштабность и некий пафос этой работы?
Конечно, думал об этом, но, естественно, не постоянно — когда выбираешь нитку, думаешь о нитке. Я чувствую гордость за то, что сделал это, что не зря учился.
— С чего началась эта работа?
— Сначала мы изучили ткань прошлого занавеса. Сделали спектральный анализ и проанализировали все переплетения. А потом занялись воссозданием. От реставрации это отличается тем, что за основу берется старое изделие и создается новое на базе современных технологий.
— Из скольких кусков сшивался занавес?
— Чтобы вы смогли представить масштаб работ: ширина каждого куска — больше 1.5 метров, общая ширина занавеса — 24 метра. Расчетный вес занавеса — 800 кг, метр ткани весит примерно один килограмм. Неповторяющийся рисунок жаккардового переплетения составляет 155×304 см. Это довольно много.
Работа огромная. Нужно было взять новые элементы и вплести их в орнамент в стилистике старого занавеса. Далее все перевести в современные технологии используя компьютерные методы. И потом соткать ткань и пошить занавес. То есть восстановить. Вы видите результат. Общий размер одного занавеса — 17×24 метра, второго — 12×24.
— Получается, занавесов несколько?
— Да, их пока два, и они разные. Один антрактно-раздвижной греческого типа, второй — подъемно-опускной, немецкого типа, потом еще будет «итальянский», который раздвигается, как итальянская штора. То есть, в Большом театре впервые будут все виды занавесов. До революции был только подъемно-опускной и итальянского типа. После Великой Отечественной Войны — один антрактно-раздвижной.
Итальянский» занавес существует пока только в эскизах, которые Андрей Галкин показывает в действии.
— Вот так он будет раздвигаться. Из готового материала — пока только арлекины, которые висят вместе с частями кулисных полотен основного занавеса.
— Предыдущий занавес провисел полвека, как его чистили и мыли?
— Его не чистили и не мыли. За это время он пришел в негодность и теперь его поменяли. Сейчас он хранится в музее Большого театра. Новый занавес прослужит дольше, потому что он сделан из синтетического материала. Там посмотрим, ткань произведена специально для этого проекта, больше она не производилась и мы можем только предполагать, что с ней будет.
— Давайте вернемся к производству. Какое использовалось сырье и какие к нему выдвигались требования кроме эстетических?
— Старый занавес был изготовлен из натурального шелка с металлизированной нитью, покрытой тончайшим слоем золота. А новый — из модернизированного акрилика. Сначала подобрали толщину нитки, сделали покраску. Металлизированную нить пришлось заказывать во Франции. Добились, чтобы она по свойствам стала похожа на ту, из которой сделан прошлый занавес.
Затем начали работать над воссозданием самого рисунка. Нужно было повторить переплетения, которые воссоздают эффект шелковой ткани. Довольно-таки тяжелая работа, но мы ее сделали. А в остальном главное требование — негорючесть. Оно является определяющим для мест, где собирается народ.
— Где проходила эта работа?
— В разных местах: Испании, Италии, Франции и России. У испанцев был нужный нам станок, но не было специалистов высокого уровня. Пришлось отказаться от их услуг, нашли другого производителя в Италии.
— Какая часть работы была проведена в России?
— В России мы занимались созданием рисунка. На это ушло три года. После сделали диссинацию (подбор переплетений), мы использовали всего пять цветов, и с помощью сочетаний различных переплетений удалось добиться создания полутонов. Шесть месяцев ушло на объединение нашего рисунка с технологическим — понятным для современного станка. И столько же на ткачество. Всего — четыре года.
Справа — это части занавеса, которые закрывают кулисы и кисти арлекина для итальянского занавеса. В центре — антрактно-раздвижной занавес, слева — подъемно-опускной.
— А как создавался рисунок?
— Нам выпала честь сделать занавес с новыми символами. Они прошли геральдическую проверку. Была создана специальная группа, которая все просмотрела и дала свое заключение. Например, орел здесь не современный, как и весь Большой театр, он восстановлен сейчас по образцу 1856 года. Кстати, сначала у нас был один вариант орла, а потом художник из Академии Художеств сказал: «Давайте, я своего сделаю тоже, посмотрите — может, понравится». Сделал и, действительно, его эскиз оказался интересней. Этого орла и оставили.
— На самом занавесе и на арлекине изображены ноты, что это за произведение?
— Это первые ноты канта-молитвы «Славься, русский царь» из оперы Михаила Глинки «Иван Сусанин». Интересно, что ноты никогда на занавесе не менялись и в советское время. На эту деталь почему-то никто не обращал внимания.
— Давайте от тканей и занавесов перейдем к вам. Почему выбрали именно вас? Вы как-то входите в структуру Большого?
— Мы частная компания, а я ее владелец. Создал ее сразу, когда закончилась Советская власть и производство развалилось. Создал своё — по производству вышивки. Разрабатывали гербы для районов и округов Москвы. Разработали, а потом и изготовили Знамя города Москвы. Занимались различными историческими работами. Участвовали в конкурсе и победили на изготовление занавесов Большого Театра.
Для занавеса нужны огромные пространства, поэтому с Большим театром контракт у нас заключен таким образом: нам предоставляют помещения, а мы за это в них организуем технологический процесс, оборудуем и оставляем собственные технологические разработки. Например, необычную швейную машину — она ездит по полу. Ее мы придумали сами. Есть стол для сшивания больших полотен, к которому пристроена тележка со швейной машиной. При нажатии на педаль швейной машины, перемещается не ткань, а швея вместе со швейной машиной. Ткани очень тяжелые вот и пришлось придумывать какие-то приспособления.
На полу лежит большой арлекин, который будет висеть над сценой. Это акриловая роспись по холсту художника Евгения Кравцова:
— А на открытие театра вас уже пригласили?
— Меня самого пока никто не пригласил. Но его Величество занавес будет участвовать во всех спектаклях. Мне этого достаточно.
«Золотой» занавес Большого театра:
Комментариев нет:
Отправить комментарий