В конце апреля резко потеплело, и с каждым днем появляется все больше медведей. У камчатских медведей выход из берлог растянут почти на три месяца: с середины марта до начала июня. Первыми выходят бездетные самки и самцы, последними — мамаши с малышами.
Рассказывает фотограф-натуралист Игорь Шпиленок
Медвежат я пока не наблюдал, а одиноких зверей вижу по несколько каждый день.
Регулярного питания у медведей сейчас нет. Кому повезет — найдет какие-то съедобные выбросы у океана или оттаявшую падаль. Звери пытаются есть растительную ветошь, прошлогодние ягоды, раскапывать норы сурков и сусликов, добывать из-под слоя льда остатки погибшей после прошлогоднего нереста рыбы, но это не покрывает их энергетических затрат в это холодное время года.
Медведи сейчас выживают за счет запасов жира. Существует миф, что из берлоги эти звери выходят истощенными, голодными и злыми. На самом деле, во время сна они расходуют не более 30 — 40 процентов жировых запасов. Остальное предназначено для голодной весенней поры. Худыми звери будут к июню, к первой траве. А сейчас они в отличной форме и никак не заметно, чтобы они страдали.
Каждый день, даже когда я никуда не хожу, удается увидеть несколько медведей. Они идут мимо кордона к океану, иногда заходят поглазеть на людей. Мало того, рядом с моим жильем поселилась молодая самка, которую я назвал Суземка (по имени райцентра в Брянской области), которая доверяет мне находиться в полусотне шагов. Я вижу, что она много времени проводит в играх с собой самой, что вряд ли делал бы страдающий от голода зверь.
Куда труднее приходится матухам с сеголетками, так как крошечные медвежата живут только за счет жировых запасов матери, ее молока. К тому же матухи с медвежатами не выходят в лучшие кормовые места, обычно занятые самцами-доминантами, поскольку некоторые самцы склонны к каннибализму.
Ради прошлогодней разложившейся рыбьей головы медведь сейчас готов копать снег и ломать лед. Но интерес скорее «спортивный», потому что на такую добычу энергии будет потрачено гораздо больше, чем от нее получено...
Кроноцкие токсикоманы
Что надо медведю от вертолета?
Зверь ждет, когда люди улетят, а на месте посадки останутся несколько капель авиационного керосина. Мишка долго будет внюхиваться в эти капли, кататься на них. Потом он выроет на месте, которое пахнет керосином, ямку и будет в нирване лежать животом к небу.
Примерно как этот, уже успевший нанюхаться…
Последним вертолетом на кордон забросили несколько бочек бензина. Мы сразу не откатили их к сараю, чем воспользовалась та самая медведица Суземка. Она тоже явно неравнодушна к запаху горючего:
Фото Алексея Матвеева:
Комментариев нет:
Отправить комментарий